Беседа третья. Нерукотворный образ.

Первая икона. Нерукотворный образ Спасителя.

Первая икона в христианской Церкви явилась в дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Согласно преданию больной царь города Эдесса (современный город Шанлыурфа в Турции) по имени Авгарь, услышав о многих чудесах и дивном учении Иисуса из Назарета, решил написать Его портрет. Не имея возможности воочию встретиться со Христом по причине болезни проказой, отправил художника. Как ни старался живописец, но не смотря на все свое мастерство не мог изобразить красками лик Иисуса. Видя усердие художника и зная, что тот трудится не ради похвалы или гордости, а для того чтобы больной царь Авгарь, увидев лик Спасителя, смог получить исцеление, Христос умыл свое лицо водой и отер полотенцем (убрусом). Когда художник взглянул на убрус, то увидел, что на нем чудесным образом отпечатался Лик Иисуса Христа. Спаситель повелел отнести икону царю, сказав, что не сможет прийти в Эдессу, ибо Ему надлежит исполнить то, на что Он пришел. По исполнении Своего дела Он обещал послать одного из Своих учеников к Авгарю. Когда к царю Эдесскому был принесен убрус он исцелился от проказы, но лицо его еще оставалось поврежденным. После Пятидесятницы, в Эдессу пришел апостол Фаддей, от которого Авгарь, крестившись, получил полное исцеление. С великим почетом царь поместил изображение с Ликом Спасителя в нише над городскими воротами, убрав оттуда статую языческого божества. После смерти Авгаря цари, правившие Эдессой, были не столь благочестивы как их предшественник и, для того чтобы сохранить икону, епископ города замуровал ее в городской стене вместе с горящей перед образом лампадой.

Лишь в середине VI века н.э. образ был вновь обретен. Когда городу угрожала опасность уничтожения, епископу Евлампию явилась Богородица и повелела разобрать нишу и достать Образ, помолившись перед которым горожане будут спасены. Разобрав нишу в стене горожане нашли икону, перед которой горела лампада. Совершив моление и крестный ход вокруг города, люди увидели, как неприятель отходит от города.

В Х веке императоры Византии выкупили Нерукотворный образ у арабских властей города. Так первая икона стала хранится в столице империи – Константинополе. В ХIII веке крестоносцы похитили святыню, но их корабль, на который она была взята, потонул во время бури в Мраморном море.

Нерукотворная икона Спасителя стала образцом для написания прочих, так называемых изводов (видов, способов), Его икон.

Что же изображается на иконе «Нерукотворный образ»? На убрусе мы видим только лик Спасителя, так называемое «оглавное» изображения. На нас взирают большие и выразительные карие глаза, окаймленные темными дугами бровей. Нос правильный, прямой. Над пречистыми устами, небольшие аккуратные усы, переходящие в слегка раздвоенную бороду. На иконе видны лишь мочки ушей, которые скрывают длинные волосы, распадающиеся на несколько прядей. Вокруг головы особый, свойственный только Ему «крестчатый» нимб. На фоне иконы надпись IС ХС (сокращение от Иисус Христос) означающее «земное» имя Спасителя. В перекрестиях нимба греческими буквами «небесное» «OWN» что значит «Сущий» (Тот Кто, Был. Есть. И Будет).

Икона проста и в тоже время величественна. В ней нет ничего лишнего, ничто не отвлекает взгляд молящегося от предстояния перед Христом, который взирает не как Судья, а как милостивый Пастырь. Глядя на этот Лик, становится понятно почему древний церковный поэт писал: «Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения прегрешений наших. По Своей воле Ты взошел на Крест, чтобы избавить от рабства врага (дьявола), тех, кого Ты сотворил. И мы в радости и благодарении взываем к Тебе: Ты наполнил нас всех радостью, Спаситель наш, пришедший спасти мир» (тропарь Нерукотворному образу).

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *